Научно - образовательный центр «Авиационные технологии,
системы управления и навигации» МФТИ (ГУ) - итоги работы за 2011 год

Скачать DOC версию статьи



Научно - образовательный центр «Авиационные технологии, системы управления и навигации» МФТИ (ГУ) в 2011 году продолжил свою работу по направлениям прошлого года, а также участвовал в ряде новых проектов. Прежде всего, была продолжена и завершена, совместно с ООО «ФАЛТ-Динамика», работа по моделированию на пилотажном стенде (ПСУИ ФАЛТ) воздействия на маневренный самолет спутного следа, от впереди летящего тяжелого самолета на режиме заправки топливом в полете. Также продолжена работа по разработке программного комплекса расчета поля скоростей воздушного потока, за движущимся авианесущим крейсером, а также сил и моментов, действующих на заходящий, на посадку корабельный самолет, от спутного следа корабля. Начата работа, по разработке программного комплекса расчета поля скоростей вокруг вертолетоносца типа «Мистраль», с учетом его движения и ветра, для применения его в авиационном тренажере вертолета. Продолжена работа по разработке программного комплекса расчета поля течения и определение суммарного и локального силового и теплового воздействий потока разреженного газа на поверхность космического аппарата при орбитальном полете и на траектории спуска в верхних слоях атмосферы, и получены практические результаты.

Образовательная деятельность НОЦ, как и прежде была связана с проведением научных семинаров. В течение года были проведены семинары по следующей тематике:

  • Разработка математического обеспечения для отработки режима заправки самолета в воздухе на пилотажном стенде, с учетом воздействия спутного следа от самолета- заправщика;
  • Моделирование на пилотажном стенде посадки самолета на авианесущий крейсер с учетом воздействия на него спутного вихревого следа от корабля;
  • К исследованию воздушных потоков в горах;
  • Создание систем мониторинга территорий с использованием БПЛА;
  • Создание автоматизированной системы мониторинга транспортировки грузов 1 и 2 категорий автомобильным и железнодорожным транспортом;
  • Аэродинамические характеристики малоразмерного беспилотного летательного аппарата;
  • Методическое обеспечение подготовки операторов БПЛА;
  • Сертификация тренажеров БПЛА. Особые случаи применения БПЛА;
  • Перспективы развития методологии подготовки операторов БПЛА;
  • Моделирование волновых процессов сеточно-характеристическим методом;
  • Моделирование высокоскоростных столкновений методом сглаженных частиц;
  • Примеры решения практических задач - соударение самолёта с высотным зданием, пробивание обшивки спутника микрометеоритом, задачи астероидной опасности, проникание боеприпаса в бетон;
  • Создание автоматизированной системы безопасной транспортировки ядерных материалов I и II категории железнодорожным и автомобильным транспортом;
  • Создание виртуальной модели дистанционно пилотируемого летательного аппарата;

Продолжилось сотрудничество НОЦ с Летно-техническим центром г. Жуковского. Сотрудники НОЦ проводили занятия со студентами МФТИ и школьниками г. Жуковского. После прохождения программы теоретической подготовки и врачебно-

летной комиссии слушатели приступят к полетам. Конечная цель – получение свидетельства пилота – любителя.

Прорабатывается вопрос участия НОЦ в проведении занятий по Системе управления безопасности полетов (СУБП), в рамках дополнительного профессионального образования, для специалистов предприятий разработчиков воздушных судов. В соответствии с требованиями ИКАО (Поправка 101 к Приложению 8 «Летная годность воздушных судов», принятая 4 марта 2009 года) в государствах-членах ИКАО должны быть приняты, и с 14 ноября 2013 года внедрены государственные программы безопасности полетов, а у «поставщиков услуг» (во всех авиационных организациях и предприятиях, в том числе у разработчиков и изготовителей воздушных судов) – системы управления безопасностью полётов. В числе прочих требований Поправки 101 ИКАО – требование обучения авиационных специалистов. НОЦ «Авиационные технологии, системы управления и навигации» принял активное участие в проведении Московского авиационно-космического салона в г. Жуковском на площадке МФТИ. В экспозиции НОЦ были представлены: малый подвижный пилотажный стенд вертолета Ка-52; беспилотные летательные аппараты, разработанные студентами ФАЛТ МФТИ и технические средства работы с БПЛА. Экспозицию МФТИ посетил министр образования и науки А.А. Фурсенко.

Развивалась материально-техническая база НОЦ. Установлены и ведутся наладочные работы по запуску в строй авиационных тренажеров В-737 и Bell-206, малого подвижного пилотажного стенда вертолета Ка-52. Установлена и вводится в строй аэродинамическая труба АТ-3, переданная из ВВИА им. проф.Н.Е. Жуковского. Вместе с АТ-3 были переданы различные модели ЛА и оборудование. Новые установки планируется использовать в учебном процессе при проведении лабораторных работ по кафедре Физики, ПМ, Аэрофизического эксперимента, а также при работе со школьниками. Оборудование будет использоваться для выполнения НИР и НИОКР на ФАЛТ, как инструмент раннего вовлечения студентов в науку. Появляется дополнительная возможность выполнения бакалаврских и магистерских работ иностранными студентами.

НОЦ продолжает свою работу и ждет молодых инициативных студентов в свои ряды.

Исполнительный директор НОЦ А.Хохлов