Научно - образовательный центр «Авиационные технологии,
системы управления и навигации» МФТИ (ГУ) - итоги работы за год

Скачать DOC версию статьи



Научно - образовательный центр «Авиационные технологии, системы управления и навигации» МФТИ (ГУ) образован приказом ректора № 346-1, как структурное подразделение МФТИ в июле 2009 года. В своей деятельности центр продолжил ту работу, которая выполнялась на факультете аэромеханики и летательной техники по тематике авиационных тренажеров в рамках развития пилотажного стенда учебно-исследовательского (ПСУИ), установленного на факультете в 2007 году. На ПСУИ реализована модель легкого самолета истребителя типа МиГ-29. К этому времени на стенде уже провели ряд работ, связанных с расширением его возможностей. Была создана система имитации работы радиотехнических средств посадки самолета, была предложена и внедрена система управления самолетом в режиме заправки топливом в полете, создано и внедрено приложение, связанное с применением авиационного ракетного вооружения.

После создания НОЦ эти работы успешно продолжились, а также появились новые направления и, что очень важно, появился потребитель нашей продукции – ЗАО ЦНТУ «Динамика», одно из ведущих предприятий в области создания авиационных тренажеров (АТ). По согласованию с руководством ЦНТУ «Динамика» НОЦ продолжил работы по созданию программных комплексов для АТ, связанных с заправкой самолета в воздухе, а также по новым направлениям, связанным с посадкой корабельного самолета на авианесущий крейсер, взлетом и посадкой пассажирского самолета в условиях горного аэродрома, моделированием на пилотажных стендах группового полета, полета вертолета в условиях горного и городского ландшафта. Все эти задачи реализовывались на АТ и ранее, но при этом не моделировался один интересный физический момент, связанный с воздействием на летательный аппарат спутного вихревого следа, возникающего при обтекании воздухом впереди летящего самолета, авианесущего крейсера, горного или городского ландшафта. При попадании в такой вихревой след на самолет или вертолет начинают действовать дополнительные возмущающие аэродинамические силы и моменты. На практике, применительно к посадке самолета на авианосец, это приводит к тому, что при определенных направлениях движения корабля относительно ветра, нисходящий поток за крейсером на удалении примерно 150 метров затягивает самолет, заходящий на посадку, под глиссаду и летчик должен парировать эти возмущения, чтобы не врезаться в корму корабля. Все эти вопросы достаточно хорошо изучены и пилоты о них знают, но на авиационных тренажерах подобные явления, связанные с влиянием вихревых течений на летательный аппарат, ранее реализованы не были. По крупному, задача ставится так, во первых, нужно рассчитать поле скоростей за генератором вихрей, а во вторых, – определить дополнительные аэродинамические силы и моменты, действующие на летательный аппарат, который попадает в эту вихревую пелену.

На определенном этапе развития отношений между НОЦ и ЦНТУ «Динамика» рамки центра стали тесны и руководством МФТИ и «Динамики» было принято решение о создании малого инновационного предприятия при ВУЗе в соответствии с федеральным законом № 217 от 02.08.2009 г. Такое предприятие, под названием ООО «ФАЛТ-Динамика» было создано весной этого года. В настоящее время портфель заказов малого предприятия включает, как вышеперечисленные проекты, так и другие. В частности активно ведутся работы, при поддержке Администрации города Жуковского, ОАО «Авиасалон», ЦНТУ «Динамика», ФАЛТ МФТИ, по созданию в сети Интернет виртуального авиасалона «МАКС-2011». Другой проект связан с работой ЦНТУ «Динамика» по созданию АТ вертолета-пожарника. Следует отметить, что во всех этих проектах участвуют, прежде всего, наши студенты, аспиранты и преподаватели.

Возвращаясь к научной деятельности НОЦ, следует отметить, что после создания малого предприятия центр сохранил свое участие в обозначенных выше проектах. Кроме них ведется интересная работа вместе с факультетами общей и прикладной физики, управления и прикладной математики МФТИ по оценке психо-физиологической нагрузки и определения индексов напряжения (стресса) летчика при выполнении сложных задач пилотирования. За прошедший период была проведена на ПСУИ-ФАЛТ работа по теме «Методы повышения точности выдерживания траектории магистральных самолетов на этапе захода на посадку и выравнивания» французским студентом под руководством сотрудника НОЦ Дмитрия Лопаницына.

В перспективе центр видит свое участие в нескольких проектах, продвигаемых преподавателями, выпускниками и студентами ФАЛТ. Это разработка программного комплекса расчета поля течения и определение суммарного и локального силового и теплового воздействий потока разреженного газа на поверхность космического аппарата при орбитальном полете и на траектории спуска в верхних слоях атмосферы. А также участие в проекте «Летные испытания, сертификация и организация серийного производства авиационного комплекса на базе самолета «Сигма-5».

Второе и не менее важное направление нашей работы – образовательная деятельность. Здесь, во первых, хочется выделить семинары, проводимые центром. Тематика семинаров тесно связана с проектами как НОЦ, так и малого предприятия «ФАЛТ-Динамика». Проводятся они, как правило, один раз в месяц с привлечением ведущих специалистов организаций-участников НОЦ, студентов, аспирантов и преподавателей МФТИ. Присутствуют на них также и представители других организаций, в частности, на семинаре по вопросам посадки самолета на авианосец выступал Заместитель начальника летной службы ОКБ «Сухого», Герой Российской Федерации, Заслуженный летчик-испытатель РФ Мельников Сергей Николаевич. На семинаре по заправке самолета в воздухе – генеральный директор ЦНТУ «Динамика» Александр Александрович Литвиненко и ведущий специалист ЗАО «РАА «Спецтехника» Лимарь Сергей Николаевич. Вот тематика прошедших семинаров:

  • Отчёт о европейской конференции и соревнованиях по летательным микроаппаратам;
  • Вопросы заправки самолета в воздухе и моделирование её на ПСУИ ФАЛТ;
  • Вопросы посадки самолета на авианосец и моделирование её на ПСУИ ФАЛТ;
  • Разработка и применение автоматизированных систем обучения;
  • Моделирование пожара и средства пожаротушения;
  • Разработка и использование технологий 3D визуализации при создании виртуального авиасалона «МАКС-2011»;
  • Методы повышения точности выдерживания траектории магистральных самолетов на этапе захода на посадку и выравнивания;
  • Динамика шланга с конусом самолета- заправщика в спутном следе танкера;
  • Разработка и практика применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА);
  • Разработка wingsuit (костюм-крыло парашютиста) нового поколения.

Еще одно образовательное направление работы НОЦ – сотрудничество с Летно-техническим центром г. Жуковского, в обиходе с Аэроклубом. В г. Жуковском – национальном центре авиастроения возрождается профориентационная работа с молодежью и одно из таких направлений – летная подготовка. Мы здесь принимаем участие в рамках теоретического обучения. Сейчас наш контингент это школьники города, в дальнейшем будем учить студентов, в том числе и МФТИ, и не только из Жуковского, но если будут желающие, то и из Долгопрудного. На сегодня постановка вопроса следующая: студент получает у нас направление на врачебно-летную комиссию, проходит ее и в первой декаде декабря начинает теоретическую подготовку. Т.е. на сегодня важно пройти ВЛК на предмет допуска к полетам в качестве пилота-любителя. По окончании теоретической подготовки (конец весны – начало лета) начинается летная подготовка на планере Л-13 "Бланик", самолетах, Як-18Т, Сигма-4, С-13 "Икарус". Полеты начинаются с инструктором, потом самостоятельные. Перед первым и самостоятельным вылетом нужно сделать по 1 парашютному прыжку, это в рамках общей подготовки. Кто пройдет этот путь – получит свидетельство пилота-любителя, а в дальнейшем может стать и линейным пилотом. Финансовая сторона вопроса: ВЛК – платная, от 3 до 6 т.р. в различных медицинских учреждениях, полеты - первые 2 часа бесплатно, последующие по результатам полетов, но не более чем затраты на бензин и инструктора. Уточнить информацию можно по телефону 8 (495) 556-66-09. Для Физтеха вопрос летной подготовки интересен, важен и имеет предысторию. В конце 50-х годов в МФТИ существовал аэроклуб, созданный по инициативе ректора И.Ф. Петрова, где студенты Аэромеханического и других факультетов овладевали теорией полета на практике.

Научно - образовательный центр «Авиационные технологии, системы управления и навигации» МФТИ (ГУ) продолжает свою работу и ждет молодых инициативных студентов в свои ряды.

Исполнительный директор НОЦ А.Хохлов